Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Юридические лица наравне с физическими принимают участие в Гражданском обороте согласно ст. 2 Гражданского кодекса Федерации.

Они обладают некоторыми специфическими признаками, которые отличают их от других организаций, созданных в сферах промышленности, производства и предпринимательства.

К отличительной черте относится специальный, определенный гражданским законом регламент по образованию юридического лица и прекращение его деятельности.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Расформирование юридического лица, созданного на коммерческой основе, является принудительной ликвидацией, которое реализовывается путем судебного разбирательства с вынесением решения арбитражного суда. Процедура регулируется по положениям ст. 7 Федерального закона, рассматривающего вопросы банкротства.

Принудительная ликвидация юрлица, то есть прекращение его хозяйственной деятельности относиться к виду карательной меры, которая применяется в случаях правонарушения действующего законодательства.

Всякая санкция отвечает критерию баланса частных и публичных интересов, поэтому своевременно пресекаются любые правонарушения, не ограничивая свободу экономической деятельности юридического лица.

При этом проблемы, которые возникают от применения нормативов ГК по его принудительному закрытию, становятся автоматически актуальными и вызывают живой интерес.

Знание основ права института принудительной ликвидации юрлица помогает вовремя обнаружить и аннулировать его пробелы, которые препятствуют участникам гражданского оборота при осуществлении своих прав для удовлетворения законных интересов.

Процедура по ликвидации юридического лица в принудительном порядке осуществляется способом конкурсного производства и только по решению, который выносит арбитражный суд по иску заинтересованных организаций.

Закон об экономической несостоятельности обозначил конкурсное производство как процедуру банкротства, которое должно максимально удовлетворить требования и претензии по оплате долгов и исполнению обязательств юридическим лицом, выставленные кредиторами.

Причём саму ликвидацию можно оспорить, если вовремя предпринять меры.

Закон

Ликвидация юридического лица по принуждению должна осуществляться согласно указаниям, предусмотренным в статье 61 Гражданского кодекса, положениям Федеральных законов, в которых закреплен четкий порядок по проведению процедуры.

Несоблюдение юрлицом требований, указанным в других нормативных актах может считаться основанием только по решению суда, если он будет квалифицировать соответствующие действия или бездействия как многократное или грубое нарушение действующего законодательства и нормативных актов.

Кроме кодекса вопросы, касающиеся принудительного закрытия, также рассмотрены в Конституции РФ, где статья 55 разъясняет ограничения, отмеченные в Федеральном законе.

Она предусматривает защиту основ системы социальных, экономических и политических взаимоотношений, предусмотренных правами, которые установлены и охраняются конституцией и ее актами по правам, обеспечивает обороноспособность страны и безопасность государства.

Последствия для учредителей

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если арбитражный суд вынесет решение о ликвидации юридического лица в обязательном порядке, то обязательства, касающиеся проведения процедуры поручаются учредителям.

Но бывают случаи, когда учредители находятся в отлучке или воздерживаются от исполнения решения суда, то суд определяет ликвидатора, осуществляющего согласно положениям, принятым пленумом ВС и ВАС РФ, проведенным в 1996 году.

В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность, возлагаемая на учредителей за неисполнение решения арбитражного суда по проведению мероприятий, завершающих производственную и экономическую деятельность юридического лица.

В организациях, где закон не ввел для учредителей ответственность по ее обязательствам, они теряют средства, внесенные в качестве уставного капитала.

При этом их личное имущество сохраняется, даже если не хватит средств, чтобы погасить долги бюджету и кредиторам.

Если закон и устав юридического лица установил для учредителей субсидиарную ответственность, то они расплачиваются по задолженностям средствами, вырученными за продажу личного имущества при недостаточности средств у юрлица для производства выплат долгов кредиторам.

Смотрите видео о процедуре с имуществом при ликвидации

Инициаторы

Иск о ликвидации юридического лица согласно указаниям Гражданского кодекса имеет право предъявить государственный орган либо администрация местного самоуправления, обладающие правом по действующему законодательству.

Если юридическое лицо при осуществлении своей хозяйственной деятельности допускает какие-либо нарушения в отношении лиц, с которыми оно связано обязательствами, то у него могут появиться неприятности, связанные с привлечением к его ликвидации по принуждению.

В таких ситуациях инициаторами процедуры могут выступить:

  • органы регистрации при неполной оплате уставного капитала, несогласованности учредительной документации юрлица и заявленных условий деятельности;
  • прокуратура при возникновении определенной обстановки, когда необходимо защитить права граждан, интересы государства, общества от противозаконных действий, совершаемых юридическим лицом;
  • налоговая служба при грубом нарушении юрлицом действующего законодательства по обязательному налогообложению;
  • антимонопольный орган при осуществлении экономической деятельности юрлица, которая ориентирована на ограничение конкуренции, введена монополия на рынке продукции;
  • центральный банк Российской Федерации при выполнении банковских операций юридическим лицом, не обладая соответствующей лицензией;
  • государственный орган, осуществляющий контроль над деятельностью негосударственного пенсионного фонда, если юрлицо не имеет лицензию, но выполняет свою деятельность;
  • всякое заинтересованное или частное лицо, которому юрлицо задолжало крупную сумму денег, достаточную для подачи иска.

Как показывает практика, чаще всего налоговым органом возбуждается процедура, которая приводит к ликвидации юридического лица.

Закрытое по принуждению юрлицо не всегда является несостоятельным, то есть банкротом.

В некоторых случаях его ликвидируют при осуществлении деятельности, расценивающийся противозаконной, проведение регистрации с грубыми, не подлежащими исправлениям ошибками без применения условий банкротства.

Одновременно юрлицо может быть признано банкротом действиями, которые инициированы налоговой службой либо лицами, которые заинтересованы в его закрытии, также его владельцами.

При осуществлении принудительной ликвидации налоговая служба тщательно проверяет экономическую деятельность, чтобы выявить ошибки и нарушения в отчетных документах, ведомости баланса доходов и расходных ордерах.

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Всякое юридическое лицо в отношение, которого применяется судебное разбирательство в арбитраже, должно иметь достаточно веские причины, обуславливающие начало процедуры ликвидации в принудительном порядке.

Такими основаниями являются:

  • юридическое лицо было создано с несоблюдением закона, были допущены правонарушения, которые нельзя устранить,
  • не представлены в орган регистрации требуемые сведения о юрлице в полном объеме;
  • хозяйственная деятельность подлежит лицензированию, но осуществляется без него, то есть, своевременно не получена должное разрешение согласно указаниям Федерального закона «О лицензии отдельных видов деятельности», принятого в августе 2001 и имеющего регистрационный номер 128-ФЗ;
  • производится деятельность, которая запрещена законом, приводящая к негативным последствиям, связанным с ограничением прав и свобод граждан Федерации, наносящим ущерб окружающей среде на территории страны, предусмотренных Конституцией РФ;
  • деятельность осуществляется с частыми правонарушениями закона, нормативных и правовых актов;
  • систематически несвоевременно сдаются отчеты, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, налоговая декларация, информация об исчислении и уплате налогов;
  • если не используются контрольно-кассовые машины в ходе производственной деятельности, как того требует Федеральный закон.

Но рассматривая иск, поданный каким-либо органом о принятии решения по ликвидации, арбитражный суд обязан поначалу установить наличие нарушений, затем дать оценку обнаруженным фактам. Впоследствии анализа сложившейся ситуации производится ликвидация по решению арбитражного суда, которое опротестовать практически невозможно.

Порядок проведения

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

В процедуру вынужденной ликвидации юридического лица входит совокупность организованных действий, регламентированных статьей 63 Гражданского кодекса, которые проводятся по определенному узаконенному порядку. Ликвидационная комиссия, назначенная арбитражным судом, осуществляет их поэтапно.

К этапам относятся:

  • производится публикация сведений по принятому судом решению о закрытии юрлица, порядке ее осуществления, двухмесячном сроке, отведенном для приема претензий кредиторов со дня выхода печатных изданий, СМИ, журнала «Вестник государственной регистрации» согласно указаниям ст. 63 ГК;
  • составляет списки кредиторов, которые подлежит известить, послав письменное сообщение;
  • устанавливает наличие дебиторской задолженности;
  • завершив прием заявлений с требованиями кредиторов, составляет промежуточный баланс хозяйственной деятельности, содержанием которого являются сведения об имуществе юрлица, перечень заявлений с претензиями, вынесенные решения по ним;
  • по результатам вышеуказанного баланса соразмерно величине стоимости имущества проводить обыкновенную процедуру ликвидации, осуществляя выплаты кредиторам, либо возбуждает дело о банкротстве юрилица;
  • окончательно баланс по ликвидации составляется после осуществления всех выплат по долгам, он не подлежит изменению;
  • решается вопрос об имуществе, которое распределяется между учредителями соразмерно внесенным долям;
  • извещает орган регистрации об окончании процедуры и передает всю документацию по процедуре для исключения юридического лица из ведомости ЕГРЮЛ.

Завершение процедуры удостоверяется записью в ведомости органа регистрации и свидетельство, выданное учредителям юрлица.

Как избежать?

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

В каждом конкретном случае причина, которая становится поводом для подачи иска инициаторами о ликвидации по принуждению, является основополагающей при рассмотрении данного вопроса. Следовательно, устранив причину можно избежать судебного разбирательства по прекращению экономической деятельности юридического лица в принудительном порядке по иску уполномоченных органов, недовольных результатами осуществляемых действий.

Чтобы избежать принудительной ликвидации необходимо:

  • своевременно подавать отчетность в соответствующие органы;
  • не допускать правонарушений;
  • исполнять указания нормативных актов, действующих законов, кодекса по Гражданскому праву, Конституции;
  • не осуществлять деятельность, запрещенную законодательством;
  • оформить грамотно документы;
  • получить лицензию, если она необходима по требованиям закона на ведение предпринимательской деятельности;
  • обладать достаточным для предпринимательства активами и имуществом.

В ходе предпринимательской деятельности юрлицо должно следить за поправками, которые постоянно вводятся в те или иные виды нормативных актов, законов и Гражданский кодекс, чтобы вовремя исправлять отклонения, способные привести его к ликвидации. Предприятию в целом и его руководству в частности необходимо стремиться к выполнению идей, заложенных в бизнес и соблюдать законность в своих действиях.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://ipopen.ru/likvid/prinuditelnaja-likvidacija-juridicheskogo-lica.html

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  1. Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  2. Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  3. Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

  1. Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
  2. Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
  3. Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
  4. Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  5. Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.
Читайте также:  Виды платежей по кредиту: аннуитетный и дифференцированный

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

  1. Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
  2. Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.
  3. Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен приложением 4 к приказу ФНС РФ № САЭ-3-15/332@ от 18.07.05. Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
  4. Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06. Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.

Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.

Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.

Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/prinuditelnaya-likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa-po-initsiative-ifns

Принудительная ликвидация юридического лица: порядок, основания и последствия

Деятельность организации прекращается с ее ликвидацией. Как правило, процедура применяется по инициативе учредителей после принятия соответствующего решения.

Однако принудительная ликвидация юридического лица также допускается действующим законодательством.

Инициатором может выступать как государственный орган, так и один из учредителей при наличии внутреннего корпоративного противоречия между участниками.

Причины принудительной ликвидации Общества

Для инициации принудительной ликвидации необходимы основания, которые указаны в статье 61 ГК РФ. К ним относят такие обстоятельства:

  • при регистрации Общества было нарушено действующее законодательство и данный фактор невозможно исправить. Если же учредители имеют возможность внести изменения и устранить нарушения, то фирма может продолжить свою деятельность. Однако возможно привлечение к административной ответственности как самой организации, так и ее руководителей;
  • фирма осуществляет деятельность, не оформив лицензию, когда такое требование устанавливается законодательством. Лицензия может быть получена к моменту начала производства о ликвидации, то есть нарушение может быть устранено. В таком случае привлечение к административной ответственности также возможно и широко применяется на практике;
  • деятельность фирмы вовсе противоречит действующим правовым нормам. Например, организация торгует запрещенными препаратами или веществами, либо оказывает услуги, недопустимые в соответствии с законодательством РФ;
  • цели, для которых фирма была создана, невозможно осуществить. Как правило, такая ситуация возникает уже после регистрации, так как иначе ООО было бы вовсе не зарегистрировано.

На практике, чаще всего фирма ликвидируется в принудительном порядке при наличии следующих причин:

  • фирма создавалась на установленный уставными документами период, который завершился. Учредители имеют возможность внести изменения в документы и продлить срок действия организации;
  • цели, для которых фирма создавалась, были достигнуты, и дальнейшее существование организации не имеет практического смысла. В данном случае также могут быть изменены цели, что требует внесения изменений в Устав;
  • деятельность фирмы носит нецелесообразный характер, например, не приносит финансовой выгоды ее участникам. Так, если компания несколько лет подряд будет сдавать нулевые отчетности, у налогового органа возникнут подозрения;
  • между учредителями имеются противоречия, которые невозможно устранить. Например, они касаются изменения направления последующей деятельности или финансовой политики;
  • деятельность ООО не приносит финансовой выгоды. Учитывая, что основная цель ООО – это извлечение выгоды, долговременная деятельность без прибыли не имеет никакого практического смысла;
  • учредители не принимают участия в деятельности фирмы. Например, они уже на протяжении длительного периода ведут иную предпринимательскую деятельность, не уделяя достаточного внимания ООО, что приводит к практическим и экономическим проблемам.

Причины могут быть и иными. Главное – в дальнейшем в существовании фирмы не должно быть смысла и практической выгоды ее участникам.

Кто может инициировать ликвидацию ООО

ООО может ликвидироваться по инициативе одного из учредителей или государственного или муниципального органа. Данный факт устанавливается статьей 61 ГК РФ.

Как правило, инициатором выступает Федеральная налоговая служба. Закон определяет, в каких случаях с инициативой может выступать государственный орган:

  • если общество создано с нарушением закона. Например, выяснилось, что фирма создавалась с использованием поддельных документов, что не могло быть обнаружено сразу при регистрационных действиях;
  • если фирма работает при отсутствии разрешительной документации, например, лицензии или допуска к определенным работам;
  • если деятельность ООО нарушает действующее законодательство;
  • в иных ситуациях, если это предусматривается правовыми актами.

Орган, который инициирует ликвидацию, должен обратиться в суд с заявлением. Только такой порядок предусматривается законодательством. Ликвидация в административном порядке недопустима.

Прочтите: Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом

Ликвидация по требованию ФНС

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Довольно часто в качестве причины для инициации процедуры выступает отсутствие фирмы по адресу ее регистрации либо использование адреса массового расположения юридических лиц. В соответствии с Письмом ФНС от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14126@, если организация зарегистрирована менее года назад, то допускается не более десяти фирм по одному адресу, если более, то максимум пятьдесят.

Перед началом процедуры ФНС делает запрос и проводит соответствующую проверку. Фирме выставляется требование исправить данные в ЕГРЮЛ и внести корректировки. Только если действие не производится, начинается процедура ликвидации.

Ликвидация по требованию участника ООО

Не только государственный орган может выступить с подобной инициативой. Один из участников общества также может требовать ликвидацию в некоторых случаях.

Как правило, все доводы сводятся к тому, что дальнейшая деятельность Общества не представляется возможной. В фирме имеется некий корпоративный спор, противоречия, которые невозможно устранить.

Процедура также проводится через суд, как и в случае ликвидации по требованию государственного органа. Заявитель должен будет доказать, что фирма не может продолжать успешную деятельность. А действия иных участников приносят лишь негативные последствия как для сторон, так и для самого Общества.

Прочтите: Приостановление деятельности ООО: алгоритм действий

Процедура принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация общества производится в следующем порядке:

  1. Принятие соответствующего решения органом или лицом, которое будет инициировать производство.
  2. Подготовка документации и судебного заявления.
  3. Назначение ликвидационной комиссии. Она также будет необходима, как и при добровольной ликвидации.
  4. Публикация данных о ликвидации организации.
  5. Формирование промежуточного баланса. В нем указывается, какое имущество имеется у организации, а также сведения о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Если выясняется, что активов фирмы недостаточно для погашения требований всех имеющихся кредиторов, начинается стадия реализации имущества.
  6. Произведение расчетов с кредиторами. Стадия начинается с утверждения промежуточного баланса. Расчеты реализуются в порядке установленной законом очередности. Например, долги по зарплате выплачиваются раньше, чем долги перед банками.
  7. Формирование окончательного ликвидационного баланса.

Если после ликвидации останется какое-то имущество, оно делится между учредителями в соответствии с размером их долей.

Последствия принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Основные последствия следующие:

  • ООО больше не может быть субъектом правоотношений;
  • универсальное правопреемство не представляется возможным, однако, отдельные права и обязанности могут переходить иным лицам, например, учредителям;
  • имущество, которое остается после удовлетворения требований всех кредиторов, переходит учредителям и делится в соответствии с размерами их долей;
  • организация увольняет всех сотрудников в связи с ликвидацией фирмы.

Данные последствия применимы для самого Общества. Однако принудительная ликвидация также влияет и на учредителей. Речь идет в первую очередь о возможной субсидиарной ответственности.

Если после ликвидации ООО остаются непогашенные долги, они могут быть предъявлены к тем лицам, которые принимали решения, касающиеся деятельности Общества. Однако это допускается далеко не всегда.

Чтобы кредитор смог предъявить требования учредителю, тот должен иметь вину в наступлении последствий. Например, если из-за прямых решений такого лица фирма потеряла средства и не смогла расплатиться с банком, тот вправе требовать выплаты. Если же события произошли непредумышленно, то ответственности не будет.

Имеются также и административные последствия для учредителей и директора фирмы, которая была ликвидирована по требованию государственного органа. Регистрация новой фирмы может стать невозможной в трехлетний период после завершения процедуры.

Невозможность регистрации новой фирмы позволяет сократить количество фирм-однодневок, которые открывались на одних и тех же людей на короткий период.

Еще одно возможное последствие – учредитель или руководитель фирмы может иметь трудности с получением кредита в будущем. Прямого государственного запрета нет, но банки часто придерживаются такой политики.

Если лицо было внесено в «черный список» и не имеет возможности зарегистрировать новую фирму, то оно не вправе выступать и в качестве руководителя новой организации.

Прочтите: Что делать, если отказали в ликвидации ООО

Подведем итоги

Процедура принудительной ликвидации юридического лица может производиться по инициативе одного из учредителей или государственного (либо муниципального) органа. На практике, чаще всего в качестве инициатора выступает ФНС. Для процедуры нужны основания, представленные в законодательстве. Реализация возможна только в судебном порядке.

Источник: https://profinansy24.ru/finance/likvidaciya/prinuditelnaya-likvidaciya-yuridicheskogo-lica

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Помимо процедуры принудительной ликвидации допускается возможность принудительного исключения компания из ЕГРЮЛ, что в целом влечет аналогичные с ликвидацией последствия. При использовании этого варианта достаточно лишь установить и подтвердить фактическое прекращение организацией своей деятельности. Судебный акт в этом случае не требуется. Инициатором и исполнителем решения становится налоговый орган.   

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты. 
Читайте также:  Карта сбербанк для подростков: с какого возраста можно оформить

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке.

К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера).

Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации. 

Процедура ликвидации через суд

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

В случае принятия судом решения о ликвидации ООО обязанность осуществления ликвидационных мероприятий, как правило, возлагается на саму компанию, точнее – ее участников или иное лицо (орган), к компетенции которого уставом отнесена ликвидация. И только если эта обязанность не будет исполнена, к процессу принудительной ликвидации привлекается арбитражный управляющий. В любом случае все мероприятия осуществляются за счет средств и имущества ликвидируемого ООО, а при их недостаточности – за счет участников, отвечающих и несущих расходы в данном случае солидарно.

Как закрыть ООО по решению суда? Порядок ликвидации компании определяется судом, либо этот вопрос отдается на решение самого ООО, которое становится обязанным выполнить ликвидационные мероприятия в установленные сроки, но ход процесса определяет самостоятельно.  

Избранный судом или самим ООО порядок ликвидации зависит от финансово-экономического состояния компании. Здесь возможны разные варианты:

  1. Основным считается вариант, предусмотренный для процедуры официальной добровольной ликвидации. В этом случае задача ликвидационной комиссии и участников Общества – соблюсти поэтапность, сроки и установленный для этой процедуры порядок (ст. 63 ГК РФ). В такой форме реализация принудительной ликвидации возможна только при условии достаточности у компании имущества и денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами и в целом завершения ликвидационного процесса.
  2. В ситуации, когда на уровне ООО уже начат процесс ликвидации, но по его ходу обнаруживается недостаточность средств и имущества для выполнения обязательств, в зависимости от текущей стадии выбирается процедура банкротства ликвидируемого должника (упрощенная форма) или процедура банкротства в общем порядке.
  3. Если процесс ликвидации еще не начат, но уже выявлены признаки банкротства, то в такой ситуации должно быть подано заявление в арбитраж о признании ООО несостоятельным. Компания будет ликвидирована с соблюдением требований и процедур, установленных соответствующим законодательством о банкротстве.
  4. В крайнем случае, когда принудительная ликвидация ООО невозможна из-за отсутствия для этого финансирования (имущества Общества, денежных средств), в том числе за счет собственников, принимается решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

Ликвидация считается завершенной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Оставшееся после погашения всех обязательств имущество и денежные средства распределяются между участниками согласно уставу или достигнутому между ними соглашению.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний.

Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности.

Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам.

Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Предусмотренный порядок принудительного исключения из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам, самому Обществу и иным заинтересованным лицам выразить свое несогласие с решением налогового органа.

Это станет препятствием для завершения процедуры и потребует судебного решения о принудительной ликвидации либо запуска иного порядка ликвидации, в частности, добровольного прекращения деятельности или банкротства.

При отсутствии оснований для судебной ликвидации, равно как и инициирования других процедур прекращения деятельности, Общество сможет продолжить свою деятельность в обычном порядке. 

Источник: https://urlaw03.ru/bankrotstvo/article/prinuditelnaya-likvidaciya-yuridicheskogo-lica

Принудительная ликвидация ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти.

В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса.

Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных.

В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона.

При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s504821

Ликвидация компании по инициативе налогового органа

Булатова Евгения
«ТЕОРИЯ ПРАВА»

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения  статьи 21.1 Федерального закона РФ от     № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.

В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.  Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.

С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).
Читайте также:  Как выгодно купить телефон в рассрочку в евросети

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все  с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.

Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.

На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п.

Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.

Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.

ru  в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.

Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.

Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии  у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913


apgmag.com@gmail.com

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения.  Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц  к  налоговой            ответственности.

В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности.

 Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ).

За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.

25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.

В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму.

Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения  взятых на себя обязательств.  

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.

Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).

В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.

Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129).

Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Источник: http://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector